Если кто-нибудь захочет со мной подискутировать на эту тему – herzlich Willkommen в комменты)
Название: Прощение – это больно: искупительные арки и почему нужно приготовиться к страданиям.
Переводчик: Sombredancer
Оригинал: Ohtze "Forgiveness hurts: Redemption Arcs and why should be prepared for pain"ohtze.tumblr.com/post/145166888033/redemption-a...)
Размер: 7 275 слов
Персонажи:Дарт Вейдер, принц Зуко, Саске Учиха, Кайло Рен
Жанр: мета
Примечание: Осторожно: спойлеры к Аватару и Наруто, простыня, спорные утверждения.
Оригинал чуть подсокращён в связи со своей относительной старостью.
читать дальше
Изначально я хотела написать о Кайло Рене и только о нём, но за последние несколько месяцев много чего поменялось. Начали снимать 8 эпизод Звёздных Войн. Теории о Рей Соло и о Джин Эрсо – матери Рей были опровергнуты (Пабло Идальго в твиттере). Вышла книга «Кровные узы». Дейзи Ридли и Марк Хэммил показали себя знатными троллями, случились утечки сюжета и прочее. Даже Дисней стал троллить в твиттере
![](https://68.media.tumblr.com/e123226fdde4f7cd9dd7dde717a04d14/tumblr_o4bdb7DsiB1v4jck6o1_500.jpg)
Я также должна пояснить свою личную позицию по этому вопросу, чтобы читатель мог судить о моей предвзятости сам. Хотя я нейтрально отношусь к искуплению, сюжет для меня находится на первом месте. Если искупительная арка хорошо реализована – без ущерба для целостности повествования – то я довольна. Если мне навязывается искупительная арка – вне зависимости от того, есть ли в ней смысл, - тогда моя позиция меняется с «официально нейтральной» до «гори оно всё синим пламенем». Искупление Кайло Рена не является для меня важной частью истории. Это не то, за что я люблю Звёздные Войны. Честно говоря, я весьма прохладно отношусь к этой идее, но вопрос искупления и искупительной арки в частности очень важен (безотносительно Кайло Рена) . Это то, о чём стоит поговорить. Многим людям нравится идея искупления в повествовании (я в их числе), но они не обязательно понимают, что оно из себя представляет. И это может создавать проблемы.
Потому что искупление – это больно. Это реально больно, и не обязательно на психологическом уровне, когда персонаж не желает нести ответственность за преступления, которые он совершил (хотя это тоже играет свою роль). Искупление причиняет боль на физическом уровне, через телесные наказания за совершённые преступления. Особенно болезненно искупление в художественных произведениях, в искупительной арке как таковой. Искупительные арки могут заканчиваться по-разному, но включают в себя набор событий, идущих в определённом порядке, и путешествие через них обычно наполнено болью. Боль может принимать разные формы, и мы видим это, когда смотрим на разные искупительные арки: как успешно осуществлённые, так и нет.
(Обратите внимание: мрачные, длинноволосые козлы, подлежащие искуплению. Да,это троп.)
![](https://68.media.tumblr.com/99f5fa868627991bb91c8b614664dbdf/tumblr_inline_o7zyf9Ii761rgz8jq_500.jpg)
Прощение, полученное путём страданий, тесно переплетается с самим повествованием. По сути оно является отражением морали «око за око», когда мы верим, что только путём равнозначного наказания агрессор заслужит искупление, что таким образом его жертвы добьются правосудия. Некоторые люди спорят тут и там, что мы не нуждаемся в том, чтобы видеть это в повествовании; что писатели, которые идут этим путём – лентяи, но эти утверждения ужасно далеки от истины. Я говорю, что они ужасно далеки от истины, потому что свидетельства морали «око за око» - необходимости в ней – окружают нас всюду в реальном мире. Эта мораль лежит в основе нашей судебной системы, и особенно в организации тюремного заключения: с публичным осуждением, всеобщим отвращением и необходимостью немедленного, публичного воздаяния как за реальные преступления, так и за ощущаемые таковыми. Люди в целом – вне зависимости от географического положения и культурных норм – убеждены, что искупление возможно, но только в том случае, если оно связано с болью. Этой идеологии уже тысячи лет, поэтому мы так часто видим её художественных произведениях.
Учитывая это, в своём эссе я собираюсь разложить по полочкам элементы искупительных арок в том порядке, в котором они появляются в художественном произведении, для того, чтобы объяснить, почему теоретическое искупление Кайло скорее всего будет не из приятных (я имею в виду, что, если у него будет искупительная арка, вы должны ожидать в ней это). Следует также отметить, что эта мета будет не о символизме или об истории архетипов и их важности для культурных норм, не основывается на какой-либо из школ литературной мысли и не такая кропотливая, детальная и теоретическая, как «Смерть и Дева». Эта мета о приготовлении сосисок, народ: чистая механика того, как это осуществляется.
Что нужно для искупительной арки?
Теперь, когда у нас есть долгое бессвязное вступление о том, чего эта мета не будет касаться, поговорим о том, что нужно для того, чтобы искупительная арка удалась: шаги, которые следует предпринять, чтобы построить арку. Я немного углублюсь в технические детали, поскольку это важно для меты. В двух словах: основа, на которой строится искупительная арка, имеет большое значение – большее, чем многие другие структуры повествования, - из-за её относительной жёсткости. Это тоже важно, поскольку с её помощью повествование строится как своеобразный японский сканворд, с которым аудитория хорошо знакома и который поэтому немедленно находит у неё отклик.
Ниже вы найдёте основные компоненты, которые нужны для искупительной арки, в следующем порядке (обычно, но я ещё углублюсь в это). Рассмотрим, как это работает, на примере Дарта Вейдера.
Как создаётся искупительная арка (словами неспециалиста)
Шаг 1: Инициальное преступление
• Инициальное преступление – это то, что задаёт начало искупительной арке: краеугольный камень, бросающий антагониста в бездну Тёмной стороны, так сказать. Это катализатор и поворотный момент в психике персонажа, когда он превращается из персонажа с серой моралью/сделавшего пару плохих вещей в просто очень плохого персонажа.
• Если мы посмотрим на Энакина/Дарта Вейдера, его инициальным преступлением будет убийство юнглингов в храме джедаев. Если обобщать, сюда же можно отнести помощь Палпатину в свержении Республики, причинение боли Падме и принятие роли Дарта Вейдера. Это всё – серьёзные преступления, после которых уже нет пути назад (особенно после целенаправленного убийства детей). Персонаж теперь может двигаться лишь вперёд, к последствиям своих поступков.
Мульт-пародия из Робоцыпа (ссылка)youtu.be/KzW727RY-ig
Шаг 2: Усугубление преступных действий
• После совершения инициального преступления, преступная деятельность персонажа должна усугубиться: он должен совершать серию повторяющихся действий вместо единоразового преступления. Единоразовое событие можно рассматривать как трагическую случайность или ошибку (читай: не стоит искупления или страданий, которые оно в себя включает), в то время как усугубление преступлений показывает нам, что антагонист полностью выполняет свою роль (а, следовательно, заслуживает наказания в случае, если решит искупить свою вину).
• Если мы используем в качестве примера Вейдера, его «усугублением преступных действий» будет совершение убийств, пытки и лишение собственности/свободы по приказу Палпатина. Вы также можете сказать, что помощь Палпатину в свержении Республики, причинение боли Падме и принятие роли Дарта Вейдера тоже относится сюда, а не к инициальному преступлению. Искупительная арка предполагает некоторую гибкость, и этот - как раз один из таких случаев.
Эничка из МС (гиф)
![](https://68.media.tumblr.com/b4ca2266cf88ac8066410612becfe773/tumblr_n3mme1XgNy1skj40go1_500.gif)
Шаг 3: Расплата
• После усугубление преступных действий для антагониста должно прийти время расплаты. Он должен осознать свои преступления либо через их последствия, либо с помощью другого персонажа. Должна быть конфронтация, которая заставит антагониста увидеть свою вину. Эта конфронтация не обязательно должна быть успешной – зачастую это не так, - но она должна произойти, чтобы дать искупительной арке толчок.
• Если мы посмотрим на Вейдера, его расплата начинается со встречи лицом к лицу с Люком: с олицетворением его прошлого, его неудач (как в личном, так и в семейной плане) и его ответственности за всё, что с этим связано. Это тот самый значимый момент с «Я твой отец» (серьёзно, посмотрите по ссылке)Краткое содержание: Вейдер узнаёт от охотника за головами, что у него есть сын, рефлексирует и надеется привлечь его на свою сторону. comicnewbies.com/2015/06/04/darth-vader-learns-.... Вы также можете поспорить, что битва Энакина с Оби-Ваном на Мустафаре - это расплата, - честно говоря, это тоже можно сюда включить. Обычно это поворотный момент в повествовании.
Вейдер из ИНОУ: "Я твой отец" (гиф)
![](https://68.media.tumblr.com/7a3c5d4c10bc49bd4ccac4434a2813ec/tumblr_nxiizuBkvl1txgqfco1_500.gif)
Шаг 4: Отрицание расплаты
• После расплаты приходит отрицание своей ответственности или вины (особенно если это связано с болью). Это происходит во всех искупительных арках, в разной степени – в зависимости от тяжести совершённых преступлений и личности антагониста, – но это обязательно происходит. Потому что отрицание вины – это очень по-человечески. Признать вину означает принять последствия, связанные с ней. Последствия, которых большинство из нас предпочло бы избежать (отторжение, социальная изоляция, денежные штрафы, тюрьма, пытки, смерть).
• В случае Дарта Вейдера отрицанием расплаты является попытка утащить Люка на тёмную сторону Силы вслед за собой вместо того, чтобы раскаяться. Отрицание заключается в отвержении просьбы Люка вернуться к свету или в отвержении просьбы Оби-Вана быть благоразумным (в зависимости от того, какой временной отрезок мы рассматриваем).
Оби-Ван на Мустафаре: "Ты был избранным! Ты должен был уничтожить зло, а не примкнуть к нему!" (гиф)
![](https://68.media.tumblr.com/8eb3eb684ebad7699dd565f37c624aa5/tumblr_o5j9ag7vuD1u6l9wmo1_r2_500.gif)
Шаг 5: Страдания
• После отрицания расплаты приходит время страданий. Иногда страдания сопровождают персонажа на протяжении всей искупительной арки, но обычно они достигают своего апогея, когда антагонист отказывается осознать свою вину. Это наказание, которому автор подвергает героя для удовлетворения аудитории; боль, которую он заслуживает за совершение плохих поступков в глазах толпы (которая и есть аудитория). Если страданий не будет, это вызовет бунт среди читателей. То, как именно будет страдать персонаж, и как долго это будет происходить, отличается от арки к арке. Иногда страдания могут быть и психологическими.
• То, что Дарт Вейдер поджарился до хрустящей корочки после отказа от предложения Оби-Вана одуматься – отличный пример страдания. М-м-м, вкус барбекю.
![](https://68.media.tumblr.com/327f55767556b007d305a5c4bb2a8f51/tumblr_inline_o7zzl8bhv21rgz8jq_500.jpg)
• Вейдер, десятилетиями постоянно рефлексирующий после своего превращения в Дарта (чувак был основательно полон ненависти) тоже сюда относится.
Шаг 6: Принятие
• После страданий приходит принятие вины. Принятие выглядит «естественным», но подтекст предполагает, что посредством наказания антагонист вынужден увидеть совершённые им ошибки.
• Это всё очень по-пуритански. Очень догматично – но не обязательно в религиозном плане, – и этот метод исповедания «грехов» используется уже очень долгое время. Вера, что к осознанию вины можно прийти только через наказание, находит отклик в людях, и то, как это работает, мы видим на примере Дарта Вейдера. Мы видим, как он смиряется со своей виной в самом конце фильма, после целой жизни разочарований, сдерживаемой ярости и боли, причинённой как другим, так и самому себе. Переломным становится тот момент, когда Вейдер видит, что его сын подвергается пыткам.
Шаг 7: Ещё больше страданий
• После того, как антагонист – который вскоре перестанет им быть – признаёт свою вину, ему предстоит ещё больше страданий. Это также необходимо, но теперь персонаж страдает не для того, чтобы увидеть «ошибочность» своего пути, а для того, чтобы аудитория начала ему сочувствовать.
• Люди в большинстве своём склонны к эмпатии, и когда мы видим, что кто-то страдает незаслуженно, мы сочувствуем ему. Также люди думают и в процессе повествования: злодей уже страдал. Он уже раскаялся. Почему ему снова причиняют боль? Я чувствую связь с этим персонажем, которой раньше не было. Я вижу себя в нём, совершившем ошибки в попытке сделать правильные вещи, соотношу себя с ним. Я хочу, чтобы он был прощён.
• Таким образом, эти страдания нужны для аудитории, чтобы для неё искупление антагониста было заслуженным. Опять же, без них люди взбунтуются. Быть писателем – опасная нынче профессия во всех отношениях.
• У Вейдера мы видим ещё больше страданий, когда он, наконец, выступает против Императора после стольких лет: когда на него нападают и ранят за это. Опять же, продолжительность страданий может варьироваться, особенно в фильмах.
Шаг 8: Самоотверженная жертва/покаяние
• После всех страданий – и раскаяния – антагонист (в скором времени уже не антагонист) должен совершить самоотверженную жертву. Он должен всеми силами завоевать аудиторию, показать, что он смиренный и добродетельный, и готов расстаться с жизнью, чтобы исправить ситуацию. Человеческое поведение диктует это. Человеческое поведение иногда трудно изобразить в письменной форме – это выглядит скучно из-за того, что вы не можете увидеть события – поэтому вам нужно увидеть гипертрофированные реакции и последствия этих реакций. Разумеется, это влияет на искупительную арку и требует более экстремального самопожертвования. Для Дарта Вейдера самоотверженной жертвой было убийство Палпатина и итоговое отречение от Тёмной стороны.
• Вейдеру это не даёт ничего, кроме очищения совести и спасения своего сына. Он не факт что хорошо жил при правлении Императора, но, по крайней мере, имел статус. По крайней мере, он имел власть (даже если она была несколько ограничена Палпатином). Если Вейдер дезертирует (и останется в живых), у него не будет даже этого. Многое может пойти не так. Люк может простить его, но бесчисленное множество других людей, чьи жизни он разрушил, не простят, и мы видим это в «Узах крови».
• Это будет заключительным наказанием для Вейдера – суровым наказанием – так что для него это невыгодный поступок, честно говоря. Именно по этой причине предательство Императора и спасение Люка – очень хороший пример самоотверженной жертвы.
Шаг 9: Прощение
• После самоотверженной жертвы приходит время прощения. Жертва должна простить агрессора. В конце концов, искупление антагониста было «заслуженным». Если приводить в пример Вейдера, прощением тут будет финальная сцена между Вейдером и Люком, где Вейдер извиняется (не прямым текстом), а Люк принимает его извинения.
Вейдер: "Люк, помоги мне снять шлем" (гиф)
![](https://68.media.tumblr.com/02bc2d9ce184fcd2aa1b0e47e4834198/tumblr_o7jq8qrApY1txsxqbo1_500.gif)
• Затем сюжет идёт по одному из двух путей. Изменившийся антагонист либо получает второй шанс/начинает жизнь с нуля, если пережил достаточно страданий; либо умирает, если страданий было недостаточно или недостаточно для того, чтобы искупить инициальное преступление. Прощение не даётся просто так (чем тяжелее преступления персонажа/чем больше последствия от их совершения, тем меньше шансов, что он останется в живых на конец повествования).
Некоторые оговорки:
Эти маркёры располагаются в хронологическом порядке, если мы говорим о линейном повествовании (т. е. из пункта А в пункт Б, потом в пункт С). Если мы говорим о нелинейном повествовании, эти события всё ещё будут происходить в представленном выше порядке, но подаваться нелинейно (т. е. страдание может быть перед инициальным преступлением и т.п.). Примером нелинейного повествования может быть история, завязанная на флешбеках, проблемах с памятью у персонажа или путешествиях во времени.
Динамика этих маркёров также сильно варьируется в зависимости от среды и рассказываемой истории. Книги, как правило, освещают эти события равномерно – тут есть возможности проработать их, и это прекрасно, – но фильмы печально известны тем, что события разворачиваются в них повсюду и искупительная арка может происходить в последние 10 минут фильма (как это было с Вейдером). Эти события также могут перекрывать друг друга, вместо того чтобы иметь чёткие границы.
Те, кто получают искупительные арки, как правило, сами являются жертвами, или были ими, пока не свернули на скользкую дорожку. Если персонаж - жертва несправедливости, – а затем приносит несправедливость другим – повествование (как и массовое сознание читателей) допускает, что преступление, в каком-то смысле, не вина персонажа. Его сделало плохим его окружение, и поэтому он всё ещё может быть спасён. Искупления не получают те, кто изначально были с гнильцой. Тем не менее, бывают исключения. Опять же, это всё очень пуританское, очень догматическое, диктуемое восприятием читателей.
Итак, это те шаги, которые нужны для реализации механизма искупления. Это хронологические маркёры, которые необходимы для того, чтобы искупительная арка работала. Вы увидите реализацию этой формулы практически в каждой искупительной арке, особенно в плане того, как достигается искупление. Искупление принца Зуко (из «Аватар: последний маг воздуха») практически идеальное, потому что строго придерживается этой формулы, не исключая ни единого шага. Другое примечательное искупление – искупление Саске Учихи (из «Наруто») – было крайне спорным. Не потому, что Саске не заслуживает искупления (он заслуживает), а потому что в его искупительной арке не хватает нескольких ключевых компонентов, в первую очередь – принятия и самоотверженной жертвы/покаяния. Это вызвало раскол в фандоме.
Другие примеры искупительных арок – Чудовище из «Красавицы и чудовища», Балтар из «Звездного крейсера «Галактика»» и да, Вейдер из «Звёздных войн», как мы видели ранее, - все используют этот паттерн. Мистер Рочестер из «Джейн Эйр» и Баки Барнс из киновселенной «Марвел», возможно, тоже сюда относятся. (Вы заметили, что они все – мужчины? Напомните мне поговорить потом про гендерные различия искупления в фандоме).
Я не буду подробно разбирать эти примеры, кроме того, что отмечу, что тип этих повествований (и путь, которыми они идут) очень распространённый и привычный. Спойлеры: все эти арки наполнены болью. Некоторые из (искуплённых) антагонистов умирают, в зависимости от серьёзности совершённых ими ранее преступлений. Зуко, однако, остался жив. Так что я собираюсь поговорить о нём прежде, чем я доберусь до Кайло, потому что Зуко важен. Особенно если мы собираемся примерить контекст искупления первого на второго.
Зуко: принц совершенства
Прежде чем я углублюсь в варианты того, как может быть осуществлено искупление Кайло Рена, я хочу поговорить о Зуко. Я хочу повогорить о Зуко, Саске и Вейдере (вкратце), потому что они все – отличные примеры искупительных арок и того, насколько правильно (или неправильно) они могут быть осуществлены.
Зуко повезло как персонажу. Его создатели понимали, как работают искупительные арки; они не изменяли характер своего персонажа и хорошо с ним обращались – и это видно в том, как превосходно реализована его искупительная арка. Для тех из вас, кто не знает, принц Зуко был основным персонажем (изначально антагонистом) в мультсериале «Аватар: последний маг воздуха». Он был сыном Озая и Урсы, племянником Айро, кронпринцем народа Огня и старшим братом принцессы Азулы. Принц Зуко был таким (3 гиф):
![](https://68.media.tumblr.com/5bdad24d2a123d2ed53d6fd79f1b88ba/tumblr_ncdwi1Yl5L1s0uexlo1_500.gif)
![](https://68.media.tumblr.com/c56be6ca40e751c3761b0ebd7c7c48f6/tumblr_nlmy1jBE1p1u8if20o1_500.gif)
![](https://68.media.tumblr.com/de9b4a58f08bf0378ac72044cd9184cd/tumblr_n4tmkyZKbe1r8vza5o1_500.gif)
У Зуко длинная предыстория, поэтому я не буду в неё слишком уж углубляться. Как бы то ни было, я буду говорить о том, что важно для меты. Для этого мы посмотрим, какие из пунктов, составляющих искупительную арку, были осуществлены в его случае, а так же о некоторых оговорках, про которые я ранее говорила. Это будет мысленным упражнением, которое мы проделаем, чтобы увидеть, что у такого рода повествовательной арки есть определённые стандарты.
Оговорки: жертва обстоятельств с рождения
На первый взгляд сложно назвать Зуко жертвой. Он был (в конце концов) магом Огня, рождённым в привилегированной семье принцем доминирующего, воинственного народа с колонизаторскими амбициями. И когда мы впервые встречаем Зуко, мы не считаем его жертвой. Он высокомерный, злой и нетерпеливый (всё это – негативные черты); он одержим идеей восстановления своей чести и сделает что угодно, чтобы добиться своей цели, включая нападение на невооружённых горожан. Он очень неприятный персонаж.
Только позже – через флешбеки, дополнительную информацию и повествование от лица Зуко – мы узнаём, что он тоже жертва. Зуко родился в привилегированной семье, но привилегированность не защищает от родительского пренебрежения. Мать Зуко была замечательной женщиной, но его отец был дистанцировавшимся от сына, грубым человеком и, возможно, абьюзером (особенно если брать во внимание обожжённое лицо Зуко). Озай также презирал Зуко, предпочитая ему его сестру Азулу, этим самым стравливая их между собой. Этот искусственный конфликт – организованный их отцом – закончился катастрофой.
Итак, Зуко причинял зло другим, но и сам был жертвой. Многие из его недостатков связаны с полученной в детстве травмой, а также с условиями жизни в его семье и с её воздействием на его жизнь. Это подразумевает, что Зуко не был с гнильцой с самого начала, а, значит, он имеет все шансы заслужить искупление. Как вы можете видеть на протяжении всей этой меты, бытность «жертвой обстоятельств» фактически является карт бланшем для персонажа.
Искупление Зуко: ужасно неловкие шаги к расплате
Шаг 1: Инициальное преступление
Как говорилось ранее, инициальное преступление – то, что начинает искупительную арку. Это тот момент, когда антагонист встаёт на кривую дорожку. Для Зуко инициальным преступлением было вторжение в деревню народа Воды, угрозы Канне, драка с Соккой (это спорно, так как Сокка ударил первым), угрозы сжечь людей и похищение Аанга в попытке восстановить свою честь перед отцом.
Будем считать это инициальным преступлением, поскольку до этого момента Зуко не сделал ничего такого, за что мы могли бы его осуждать. Конечно, он помешан на достижении своей цели, у него проблемы с гневом, распирающим его изнутри, но на самом деле он ещё не совершил ни одного преступления, лишь прошерстил весь мир от полюса до полюса в поиске Аватара. Вероятно, этому способствовал (частично) его дядя Айро, который путешествовал с ним всё это время.
Инициальное преступление Зуко важно. Оно важно потому, что переводит его из ранга морально серого персонажа а-ля «я измученный принц, пожалейте меня» в ранг несомненного (инициированного) антагониста.
Шаг 2: Усугубление преступных действий
После совершения инициального преступления следует усугубление преступных действий: антагонисту обычно нужно сделать в два раза больше гадостей, чтобы быть достойным искупления.
Усугубление преступлений Зуко является спорным, но мы можем увидеть его во вторжении в деревню Киоши в поисках Аватара и в сожжении этой деревни. А также в неоднократных похищениях Аанга и Катары и в нападениях на команду Аватара в Оазисе Духов.
(Примечание: я нахожу это невероятно ироничным – учитывая контекст ПС и рейло-шипа в частности – что Зуко выигрывает сражение с Катарой, швыряя её в дерево).
Теперь важно применить общий контекст «Аватара» на действия Зуко и объяснить, почему он является антагонистом. «Аватар» - детский мультик, поэтому тяжесть преступлений Зуко и их изображение сильно смягчены. Тем не менее, преступления усугубляются. Несомненно.
Шаги 3 и 4: Расплата и отрицание расплаты.
После усугубления преступных действий, к Зуко – в манере настоящих злодеев (на пути к искуплению) – приходит расплата. Этот шаг довольно короткий, и тут мы не будем приводить пример какого-либо события, поскольку расплата Зуко приходит к нему через его дядю Айро.
Зуко и Айро (гиф)
![](https://68.media.tumblr.com/1af351ebe34df55c763dc669571967dc/tumblr_nq15omVPvf1rhv2qbo1_500.gif)
Айро – олицетворение расплаты во всей красе; он постоянно заставляет Зуко переосмыслить его действия и его роль в конфликте, – и тут мы видим, как создатели «Аватара» играют со структурой и спецификой искупительной арки. Вместо событий, который были бы краеугольным камнем, у нас персонаж. И, как я уже говорила в разделе, посвящённом механизму искупительной арки, эта расплата не обязательно должна быть успешной. Долгое время она не работает. Но эта словесная расплата происходит снова и снова, и благодаря дяде искупительная арка Зуко в конце концов получает своё развитие.
Однако Зуко в начале отвергает расплату, и из-за этого отвержения начинаются его страдания. Точно по расписанию.
Шаг 5: Страдания
Итак, мы добрались до страданий: наказания для антагонистов, которому они подвергаются для того, чтобы осознать свою вину. Опять же, этот шаг длится не долго и не соотносится ни с одним из событий. Он более абстрактный, потому что вполне можно сказать, что Зуко страдал постоянно; он постоянно был наказан за совершённые им преступления неудачами в их совершении.
Провалив задание по поимке Аватара и восстановления своей чести, Зуко страдает. Для Зуко эта неудача очень, очень личная и ничего хорошего не сулит. Он комплексует по этому поводу. Отказываясь осознать, что был не прав, он наказывается создателями ещё большим количеством неудач, которые только усиливают его внутренний раздрай. Это порочный круг, который чрезвычайно сложно разомкнуть.
Шаг 6: Принятие
Как только аудитория и создатели решили, что антагонист достаточно страдал, персонаж признаёт свою вину. Зуко тоже признаёт. Есть пара мест в мультфильме, которые можно было бы назвать принятием вины, но я бы сказала, что оно происходит в тот момент, когда он в первый раз обрывает связи с семьёй, после того, как Азула нападает на него и Айро и они сбегают в Ба Синг Се.
Вы можете посчитать, что принятие произошло, когда он оставил свою семью и покинул народ Огня в последний раз: когда он официально присоединился к Аангу и помог ему победить своего отца. И да, перед этим Зуко менял стороны туда-сюда, особенно когда Азула заманивала его обещаниями отцовской любви. Но даже когда Зуко предаёт Аанга и воссоединяется с народом Огня, он испытывает серьёзные сомнения. Он осознаёт, что совершает ошибку, так что не похоже, что он принимает свою вину именно в этот момент: в нём просто противоборствуют его поступки и то, что он считает правильным.
Шаг 7: Ещё больше страданий
Как только Зуко принял свою вину, его ожидало ещё больше страданий, и он их претерпел. Это детский мультик, так что страдания – как и всё остальное – сильно смягчены. Но они происходят.
Зуко страдает путём превращения из принца в нищего, которому приходится попрошайничать и воровать после того, как они с дядей дезертируют. Зуко и Айро приходится преодолеть свои моралистические идеалы, чтобы выжить, и это причиняет Зуко много мучений (мучений, которые из серии в серию только усиливаются).
Зуко отвергают люди Царства Земли после того, как он помогает им, – когда открывается то, что он маг Огня – и его страдания усиливаются, когда Азула атакует их с дядей и ранит Айро. Также Зуко страдает, когда слегает с лихорадкой из-за его внутренней борьбы за своё будущее и судьбу, и, вдобавок ко всему, галлюцинирует. Это то, какие страдания претерпевает Зуко. И их много. Именно в этот период – и в этом фишка страданий – аудитория проникается к антагонисту сочувствием.
Шаг 8: Самоотверженная жертва/ покаяние
Искупительная арка Зуко близится к концу, но, как отмечалось ранее, чтобы достигнуть истинного искупления, Зуко нужно совершить самоотверженную жертву/покаяние.
Самоотверженная жертва Зуко очень интересна, поскольку он совершает несколько небольших жертв вместо одной большой в конце. Первый его шаг на пути к исправлению – отказ от семьи и присоединение к миссии Аватара ради добра. Как я уже отмечала ранее в случае с Вейдером, для Зуко это не несёт никакой пользы, кроме очищения совести. Его клеймят предателем, отрезают от семьи, и если его поймают, то заключат под стражу или, возможно, даже казнят. Но и команда Аватара не принимает его по-настоящему – потому что они не забыли, что он сделал и что он из себя представляет. Итак, жертвы Зуко продолжаются.
Он совершает самоотверженную жертву, помогая Сокке освободить его пленённого отца, Хадоку. Он совершает самоотверженную жертву, помогая Катаре выследить Южных Захватчиков, которые убили её мать. Последнюю самоотверженную жертву Зуко приносит, когда встречается лицом к лицу со своей сестрой в финальной схватке между командой Аватара и народом Огня. В этой битве – пока Азула и Зуко сражаются друг с другом - Азула пытается убить Катару в качестве мести. Зуко принимает этот удар на себя; тот вырубает его и чуть не убивает. Только благодаря исцелению Катары он остаётся в живых.
Зуко спасет Катару (гиф)
![](https://68.media.tumblr.com/98f6ed62b18ff750bb3f46330eee996d/tumblr_neksxbrfj91u0jgjfo1_250.gif)
Шаг 9 и 10: Прощение и итог
Наконец, мы достигли конца искупительной арки Зуко, а вместе с ним и конца первой части нашего мысленного эксперимента. Теперь, когда Зуко осознал свою вину, принял её, страдал и совершил самоотверженную жертву, аудитория и другие персонажи, наконец, готовы простить его. Что они и делают.
В этом конкретном случае прощение является многогоранным и растянутым. Катара прощает Зуко после того, как он выслеживает убийцу её матери, Сокка – когда он помогает спасти его отца. Но кульминация прощения происходит после финальной схватки, когда Озай, Азула и народ Огня побеждены. Когда это происходит, главные герои – Аанг, Тоф, Катара, Сокка и др. – прощают Зуко за его преступления полностью. Затем он вознаграждается.
Теперь, поскольку преступления Зуко не были серьёзными (по сравнению с тем, какими они могли бы быть), и поскольку он постоянно страдал, механизмы написания историй и ожидания аудитории говорят, что Зуко должен жить, и он остаётся в живых. Так заканчивается его искупительная арка: Зуко, полностью принятый героями и народом, становится правителем народа Огня в качестве акта кармической справедливости, направленного в первую очередь против его семьи – тех, кто считал его неподходящим для этой работы.
История вселенной «Аватара» на этом не заканчивается, но всё остальное для нашей меты уже не имеет значения.
Что мы узнали из всего этого? В чём смысл углубления в детали? В основном это было сделано для того, чтобы показать, «как готовят сосиски»; что хорошая искупительная арка вне зависимости от её индивидуальных нюансов всегда будет соответствовать одним и тем же базовым принципам, которые я изложила в начале меты. Это позволяет нам лучше предсказывать – в общих чертах – что произойдёт в эпизодах VIII и IX «Звёздных войн» или, по крайней мере, даст нам представление о том, как теоретическое искупление Кайло может произойти (если состоится).
Я хочу сказать, что даже плохие искупительные арки соответствуют этим базовым стандартам. Искупление Саске Учихи отличный пример тому, как шаги могут соответствовать базовым принципам, но всё равно проходить неправильно. Так что, думаю, следующим мы возьмём его.
Что-то не так с
Саске: "Я вижу тебя. Мёртвым"
![](https://68.media.tumblr.com/f5ee2495b0b24104ba564b6810677d73/tumblr_inline_o8027dubRk1rgz8jq_500.jpg)
Я не собираюсь так подробно говорить о Саске, как стоило бы. Отчасти потому, что история Саске даже более объёмная, чем история Зуко, и про неё можно написать отдельную мету. Отчасти потому, что я уже написала 5000 слов и не хочу, чтобы эта мета сравнялась по длине со «Смертью и девой». Я прям чувствую, как читатели начинают проматывать.
Саске Учиха – Кайло Рен на стероидах (в плане проблем с управлением гневом): абсолютный упырь и буквально ходячая катастрофа. Саске – всем психам псих (я шучу), и последнее, чего вы захотите – встретиться с его худшей стороной. Но, если быть честными, его нестабильность и агрессивность не его вина. Да, Саске совершает преступления, за которые он не несёт ответственности – это входит в искупительную арку – но, также как и Зуко, он жертва обстоятельств. Это в первую очередь является причиной, почему он получает искупление.
Оговорки: сын безумия
Также как и Зуко, Саске родом из внешне привилегированной семьи, но в тайне является жертвой обстоятельств. И эти обстоятельства были для него ещё более несчастливыми, чем для Зуко, потому что Саске родился в чрезвычайно могущественном, но крайне агрессивном и воинственном клане со склонностью к безумию. Его клан – клан Учиха – держали под замком в деревне, где они жили, хотя они демонстрировали «хорошее поведение». Но однажды – когда Саске был маленьким – клан попытался организовать государственный переворот. В его родной деревне, Конохе – столь же агрессивной и милитаристской общине, которая любила скрывать свою воинственность за дружелюбными улыбками, -стало об этом известно. В поистине садистской манере деревня приказала любимому старшему брату Саске, Итачи, вырезать всю их семью, включая родителей Саске. Это не могло пройти для него бесследно.
Итак, Итачи исчез, а Саске стал сиротой и провёл свои детские годы в одиночестве, морально разлагаясь, там, где были убиты его родители. Его отправили в ниндзя-эквивалент кадетского училища, где те же люди, которые приказали вырезать его семью – якобы дружелюбные ниндзя из Конохи – пытались сделать из него орудие исполнения своей воли. Саске ничего этого не хотел, поэтому он пытался сопротивляться. Это тоже оставило в нём свой след.
В попытке сбежать Саске помог Орочимару, бывший ниндзя-житель Конохи, в котором просматривается очень, ОЧЕНЬ тонкий намёк на педофила. После того, как Саске спасся из Конохи, он на несколько лет оказался в ловушке под пятой у Орочимару и был вынужден работать на него, пока, в итоге, ему не пришлось убить и его. После этого окрестные поселения начали на него охоту как на преступника. Каждая из деревень хотела либо убить его, либо пленить, либо извлечь его глаза из-за шарингана – клейма, символизирующего могущество его клана и их ахиллесову пяту в плане безумия.
Саске
![](https://68.media.tumblr.com/3540887c6949b4622cbfe7e06973e416/tumblr_inline_o802bwUk791rgz8jq_500.jpg)
Так что да. Чувак – знатный неудачник и однозначно – жертва обстоятельств. Он заслуживает и прощения, и сострадания. К несчастью, его искупительная арка выполнена несколько небрежно.
Искупление Саске: злое, неполное и спорное
Шаг 1: Инициальное преступление
Если говорить о Саске, я бы не сказала, что инициальным преступлением для него был бунт против Конохи и попытка сбежать оттуда. Его попытка вырваться оттуда абсолютно оправдана, учитывая то, как унизительно там с ним обращались – как с ходячим оружием, переходящим от одного владельца к другому.
Если пренебречь тем, что Саске сам начал всё это, я бы сказала, что его инициальным преступлением было нападение на Наруто в Долине Завершения. Это инициальное преступление, потому что Наруто на самом деле не сделал ничего, чтобы заслужить такую агрессию со стороны Саске. Да, Наруто весьма упёртый, но он такой же сирота, как и Саске, презираемый Старейшинами и не заслуживающий по их мнению доверия из-за ситуации в своей семье, с которой он ничего не может поделать. Всё, чего он хотел – друга, который бы стал его семьёй – и Наруто протягивает ему руку, но Саске в ярости отвергает его. Он нападает на Наруто. Этот инцидент – вина Саске и поворотный момент в его истории.
Шаг 2: Усугубление преступных действий
После инициального преступления необходимо усугубление преступных действий. К сожалению, у Саске этого в избытке, т. к. он совершает преступление практически на протяжении всего сериала.
Вначале поведение Саске можно рассматривать как единоразовое событие или трагическую случайность, вызванную обстоятельствами, от него не зависящими (как в Конохе). Но после усугубления преступлений создаётся впечатление, что Саске решил доказать всем, что он «тот хулиган, который доставал вас в школе», потому что каждый раз, когда герои протягивают ему руку помощи, – пытаясь закопать топор войны и позволить ему искупить свои преступления без стимуляции извне, – он отвергает их попытки и всё становится в два раза хуже. Я также должна пояснить, что людям, которые пытаются до него достучаться – Наруто, Сакуре и Какаши – глубоко небезразлична его судьба. Они искренне заинтересованы в его благополучии, так что с его стороны это особенно подло.
Усугубление преступлений Саске заключается в его «присоединении» к Акацуки и атаке на Совет Пяти Каге. Оно также в его многочисленных актах физического и морального насилия в адрес Сакуры и Наруто.
Саске и насилие
![](https://68.media.tumblr.com/d747a9cc34c7a4031ffa8688c85e8279/tumblr_inline_o802m1TSoy1rgz8jq_500.jpg)
Не важно, были ли попытки героев безразличны Саске и отвечали ли ему его бывшие сокомандники насилием в ответ: он всё ещё совершал действия, полностью осознавая, что он делает, после того, как они попытались достучаться до него.
Усугубление преступных действий Саске можно также увидеть в его ничем не спровоцированных нападениях на других ниндзя. Его противостояние Киллеру Б – первое, что приходит на ум. В основном, до того, как появляется тройка более серьёзных антагонистов – Мадара, «Тоби» и Кагуя – Саске является «самым стойким и необязательным источником конфликта» в сериале.
Мадара, "Тоби", Кагуя
![](https://68.media.tumblr.com/9cd94f9679d7d2db9270a8f09d38257a/tumblr_inline_o802mwaFfR1rgz8jq_500.jpg)
![](https://68.media.tumblr.com/064476d4371cc46e258810e5093313d1/tumblr_inline_o802nondii1rgz8jq_500.jpg)
![](https://68.media.tumblr.com/5be4d27934c820accf4a90ff42e6a0e9/tumblr_inline_o802qgWdbo1rgz8jq_500.jpg)
Между прочим, мы видим такой же род повествования и у Кайло – безостановочный шквал конфликта, если никакой другой антагонист не будет введён в повествование, чтобы занять его место. Это создаёт определённые возможности развития его текущей сюжетной линии.
Шаги 3 и 4: Расплата и отказ от расплаты
После усугубления преступных действий антагониста настигает расплата, за которой следует её отрицание. С Саске это случается снова и снова. Саске возможно ещё более упрямый, чем Зуко, когда дело доходит до осознания своей вины, так что он годами отказывается даже рассмотреть такую возможность.
До сих пор искупление Саске шло по проторенной дорожке с точки зрения механики арки: всё вышеназванное было необходимыми элементами, которые находились на своих местах. Исполнение этих элементов было небрежным, но они были. Однако расплата так и не приходит к своей кульминации, никак не разрешается. И это привело читателей в негодование, – кстати, примерно тогда же в фандоме активизировались ненавистники Саске – и для повествования об искуплении это было первым знаком того, что что-то идёт не так.
Шаги 5, 6 и 7: Страдание, принятие и ещё больше страданий
Я объединяю эти три шага в один пункт, потому что тут не о чем особо говорить, и потому что они в каком-то роде переплетены между собой. Страдание – это единственное, что Кисимото (мангака) сделал с Саске правильно с точки зрения механики искупления. Потому что Саске страдает нескончаемо: это ещё один непрерывный цикл насилия, которому не видно конца и края.
Саске – ежедневно ментально и физически страдающий комок ярости. Однако из-за того, что Саске не признаёт свою вину – по крайней мере, не делает этого убедительно – его искупительная арка сходит с рельс с точки зрения реакции на неё фандома. Признание вины и попытка исправить последствия своих преступлений имеют решающее значение для искупления, но Саске замечает только вину других, не уделяя ни малейшего внимания своей.
Шаги 8, 9 и 10: Самоотверженная жертва, за которой следуют прощение и плюшки.
Саске: "В итоге... всё закончится здесь"
![](https://68.media.tumblr.com/b2da183b4f8eca9a90a9299c47ec091e/tumblr_inline_o802ydjKET1rgz8jq_500.jpg)
Итак, после страданий и принятия вины (которого в данном случае так и не случилось) Саске – для того, чтобы получить искупление – нужно принести самоотверженную жертву. И он, возможно, совершает её, - объединяя силы с Наруто в финальной битве, - но он делает это не бескорыстно, в этом есть и его выгода. Так что я бы поспорила с тем, что это считается за жертву. Самоотверженная жертва должна быть бескорыстной.
К концу сериала вина Саске так и не была им осознана. Другие герои в подробностях указывали ему на то, где он был не прав, но Саске отбрасывал это прочь как несущественное. Таким образом, два важных шага, присущих искупительной арке, отсутствуют в арке Саске.
Затем Саске получил прощение без этих шагов. И не только прощение - он ещё и был полностью принят героями и обществом, женился на Сакуре и завёл ребёнка.
Семья Саске
![](https://68.media.tumblr.com/5ab4ab371242973d8788b1dade63c34c/tumblr_inline_o802zgdrVt1rgz8jq_500.jpg)
Так начался фандомный холивар, где половина фандома ликовала, что их шип стал каноном (шипперские войны в Наруто были, как известно, жестокими), а вторая половина была в ярости, потому что искупление Саске не ощущалось заслуженным.
Итак, Саске получил искупление, но оно получилось неряшливым и вызвало негативную реакцию. И я привела в пример эту плохо реализованную искупительную арку, чтобы показать, что может быть не так с искуплением; что если ты не следуешь формуле или пропускаешь какие-то из шагов, читатели станут негодовать. (Поскольку этот фандом имеет плохую репутацию из-за своего поведения в интернете, и каждая фраза, которую я напишу, вызовет реакцию: я не против Саске. Я за искупление, потому что чувак заслужил его, но способ, которым это осуществили, оставляет желать лучшего).
Так что эти пункты необходимы.
Итак, что же мы узнали из всего этого? Что нам дали детали искупления Зуко и Саске? Какое отношение они имеют к Звёздным Войнам или теоретическому искуплению Кайло? Почему нас это вообще должно волновать?
Потому что истории Зуко и Саске – отличные примеры искупительных арок и различных путей в плане восприятия их публикой. Это не только хорошие примеры, но и продукты современной поп-культуры, знаменитые представители своих жанров, так же, как и ЗВ. Это делает три вышеназванные франшизы похожими более чем в одной детали.
ЗВ – несмотря на свою историю – современный медиапродукт (см. Пробуждение Силы). Так что если они решат осуществить искупительную арку, они пойдут тем же путём. Потому что в этом конкретном случае искупление – это механическое действие, а не акт символизма. Так что, думаю, нам нужно рассматривать его в таком ключе, или рассматривать как одновременно механическое и символическое действие.
Дедуля умер за ваши грехи: Вейдер и другой тип искупительной арки
Прежде чем я перейду к тому, что всё это значит для Кайло, я бы хотела поговорить о последнем виде искупительной арки, который теоретически возможен (и может случиться с ним). В этом типе арки антагонист умирает за свои грехи, чтобы достичь искупления. Так случилось с дедушкой Кайло, так что прецедент есть.
В этом типе всё те же шаги 1-10, не считая индивидуальных нюансов. Единственное большое изменение происходит в конце. После прощения события могут развиваться двумя путями:
1) Новая жизнь/второй шанс, если антагонист достаточно страдал, или
2) Смерть, если антагонист недостаточно страдал или этого было недостаточно в сравнении с его инициальным преступлением (т.е. чем серьёзнее преступление/ чем более осознанно оно совершалось, тем меньше шансов остаться в живых).
В случае с Вейдером смерть – неизбежный исход. Я не буду вдаваться в арку Вейдера, потому что фанаты ЗВ и так с ней знакомы, и я её уже затрагивала в этой мете.
Вейдер должен умереть, потому что его преступления были слишком серьёзными. Вы не можете сделать так, чтобы он страдал пропорционально совершённым им преступлениям – и при этом дать ему шанс быть достойным искупления – без смерти. Тогда бы потерялось его с Люком эмоциональное взаимодействие, а без взаимодействия весь фильм был бы другим, его подтекст был бы другим. Подтекст изменился бы от «хорошо, ты можешь получить искупление, если поймёшь свои ошибки – даже на пороге смерти» к «если я сделаю примирительный жест, убийство сойдёт мне с рук». Подобные вещи обычно отправляют аудиторию в нокаут.
Именно поэтому в некоторых искупительных арках смерть является неизбежным итогом. И такой же итог может ждать Кайло, если он зайдёт слишком далеко. В понятие «слишком далеко» входят тяжёлые преступления: убийство детей, военные преступления, геноцид. Что, как вы знаете, происходит в ЗВ (хотя и в очень ванильном и смягчённом виде). Стоит также отметить, что есть определённая часть фандома ЗВ – а конкретно, обитатели Тамблера – которая полагает, что Кайло уже виновен во всех этих преступлениях. Для этих людей я хотела бы напомнить, то если преступления не были совершены персонажем на экране или о них не говорили как о реально состоявшихся другие персонажи, то персонаж считает невиновным, пока мы не получим доказательства обратного.
Кайло на Джакку
![](https://68.media.tumblr.com/9d267d3dc836e55b3d044943c031b392/tumblr_inline_o803cgdTvF1rgz8jq_500.jpg)
Вы могли бы поспорить, что бойня в джаккуанской деревне является военным преступлением, но геноцид происходит в очень специфических условиях (условиях, в которых Кайло ещё не был), а если мы говорим о Старкиллере, уничтожившим Хоснианскую систему, то технически за это ответственны Хакс и Сноук.
Те не менее, у нас впереди ещё два фильма, в которых это может произойти. Опять же, искупление Вейдера состоялось в последней части фильма, так что мы не можем исключать, что и с Кайло так будет. Давайте же перейдём к нему и к тому, что мы можем ожидать, если он получит искупительную арку. Это то, ради чего и затевалось это эссе.
Кайло Рен и почему стоит приготовиться к боли
Кайло
![](https://68.media.tumblr.com/3c3c576828506cfa8404f621a51440af/tumblr_inline_o803fyrPmb1rgz8jq_500.jpg)
Как упоминалось в начале этой меты, я не буду гадать, получит ли Кайло Рен искупительную арку или нет. Я считаю, что гадать ещё рано – у нас есть кусочки информации, но их запросто могут вырвать у нас из-под носа. Мне нравится история Кайло Рена, куда бы она ни повернула, а искупление никак не повлияет на мою любовь к ЗВ. Но я думаю, что мы вполне можем поговорить о тех кусочках паззла, которые уже стоят на своих местах, и какие из них работают на или против Кайло (если искупление – та изюминка, которую вы ждёте).
Итак, что мы знаем?
Кайло – жертва обстоятельств с рождения
Как Зуко и Саске, Кайло родился в привилегированной семье, которая, возможно, не такая уж и привилегированная. Мы знаем, что Кайло был единственным ребёнком в семье, наследие которого было слишком велико для него. Он внук Вейдера, с чем было связано множество проблем, а Сноук «наблюдал» за ним с юного возраста, а это что-то да значит (что-то нехорошее).
Кайло и дедушкин шлем
![](https://68.media.tumblr.com/8376b698202b6e3f934ec8fc845e02c0/tumblr_inline_o803hhFdSM1rgz8jq_500.jpg)
В «Узах крови» говорится, что Кайло было 23, когда он пал на тёмную сторону, но это не отменяет того факта, что Кайло – жертва обстоятельств. Это просто значит, что ситуация ещё более непонятная, чем мы раньше думали, и что на его плечи ложится больше ответственности за его преступления.
Шансы, что Дисней убьют весь род Скайуокеров (навсегда) смехотворны.
Рей: "Ш-ш!"
![](https://68.media.tumblr.com/3652a1c16856e11c978a588da7fd3d6f/tumblr_inline_o803j3TIBl1rgz8jq_500.jpg)
Стоит отметить, что династия Скайуокеров – такая же неотъемлемая часть ЗВ, как световые мечи, джедаи, ситхи и Сила. Если убить Скайуокеров, наверняка будут недовольные. Люди очень привязаны к своим любимчикам и устоявшемуся канону и, хотя у Кайло есть возможность стать Ренператором, шансы того, что Дисней убьёт его – не имея запасного Скайуокера в рукаве – очень невелики. Подобное решение привело бы к негодованию в фандоме уровня «Марвел-сделали-Кэпа-фашистом».
Ситрипио: "Это безумие!"
![](https://68.media.tumblr.com/b184b521c77873fcfe2e292073e7c291/tumblr_n7xp6uSjYM1sv7dkco1_500.gif)
Я видела, что очень многие люди утверждают, что Рей – Скайуокер, что не имеет смысла. Я знаю, что они будут спорить со мной. К несчастью для них, шансы, что Рей является Скайуокером, астрономически малы. Дж.Дж. Абрамс (случайно) сказал об этом, а «Узы крови» практически подтвердили его слова.
По сути, Рей была брошена задолго до того, как на Люка Скайуокера свалились несчастья. Таким образом, единственный вариант, который остался у поборников этой теории: Люк был хреновым отцом, который бросил свою дочь на пустынной планете с Ункаром Платтом, образ которого прозрачно намекает на образ насильника. (И вы СЕРЬЕЗНО хотите с этим поспорить?).
Пабло Идальго – блюститель ЗВ канона – размазал критиков, сказав в твиттере, что Кайло – Скайуокер новой трилогии.
Итак, Кайло – Скайуокер в новом витке франшизы, что означает, что он стоит $$$. Это не значит, что он гарантированно получит искупительную арку; просто его шансы умереть во имя искупления очень низкие.
Кроме того, мы уже увидели первую пару шагов в направлении возможного искупления. И если искупление является частью истории Кайло, то начало было положено правильно: у нас есть инициальное преступление и усугубление преступных действий (наряду с потенциальной расплатой).
Некоторые считают инициальным преступлением уничтожение академии Люка, но, честно говоря, я не думаю, что этот пункт стоит рассматривать. Мы почти ничего не знаем о том, что там произошло, так что будет тяжело строить предположения, основываясь на крупицах информации. Это может быть инициальным преступлением Кайло – он может быть ответственным за всё это – но в этом могли участвовать и другие персонажи. Могут быть какие-то смягчающие обстоятельства, о которых мы не знаем. Так что я не брала бы в расчёт это событие, по крайней мере, пока что.
Лор Сан Текка
![](https://68.media.tumblr.com/0f2fe7cf095f4a887d33341d98a1e490/tumblr_inline_o803sc9AKj1rgz8jq_500.jpg)
Пока что я бы сказала, что инициальное преступление Кайло (в контексте ПС) – бойня в джаккуанской деревне и убийство Лор Сан Текки. Усугублением преступных действий были пытки По, похищение Рей, нападение на Финна и убийство Хана Соло. Заинтересованность Кайло в Рей (касается ли это Силы или ещё чего-то) – потенциальный источник расплаты, т.е. то, что она отвергла его (и одолела в бою) могло послужить толчком для его искупительной арки.
Хан Соло
![](https://68.media.tumblr.com/fe6ce5ff103a9228435ce2db410538b5/tumblr_inline_o803uh3kyf1rgz8jq_500.jpg)
Если же мы рассматриваем искупительную арку в контексте всей трилогии, а не только ПС, то я бы сказала, что мы видели инициальное преступление Кайло – убийство Хана Соло , - и в таком случае нас ожидают гораздо, гораздо худшие поступки прежде, чем он встанет на путь истинный. Я имею в виду, что в любом случае Кайло обречён на страдания (если искупительная арка действительно будет), но наши герои – Рей и Люк – тоже могут пострадать.
Куда мы отправимся дальше?
Пока что не далеко, если быть честным. Я много рассказала о механизмах искупительной арки, как она работает, но пока не выйдет Эпизод VIII, это всё будет (в основном) спекуляциями. Прямо сейчас, исходя из той информации, что у нас есть, история Кайло может развиваться в любую сторону.
Люк: "Не-е-ет!" (гиф)
![](https://68.media.tumblr.com/5b0d83cdf00b2d3e5f2b349871f1db8e/tumblr_nok5ge27HC1tq4of6o1_250.gif)
Кайло может получить искупительную арку, как многие из вас желают. Он может стать Ренператором (Палпатин 2.0 – другая популярная теория, витающая в интернете). Вместо искупления история Кайло может перейти в следующую трилогию, где он будет Большим Плохишом, которого нужно будет победить протагонистам.
Палыч маниакально смеётся (гиф)
![](https://68.media.tumblr.com/4b9ffbd3ee1fed47f0cf9879d1444b18/tumblr_o25mytNO691utoj9eo1_500.gif)
Поговаривают, что Дисней собирается превратить ЗВ в бесконечный сериал (т. е. они никогда, никогда не перестанут снимать фильмы), так что это вполне вероятно. Но у нас всё ещё много белых пятен – вещей, которых мы не знаем, - и я думаю, что опасно полагать, будто искупление Кайло железобетонно состоится, в то время как столькие вопросы ещё остаются без ответов. Это несколько самонадеянно с нашей стороны – думать, что мы лучше киношников знаем, как будет развиваться история.
Теоретизирование и спекуляции – это хорошо, но слишком серьёзная вера в одну из теорий – если мы начинаем считать её догмой и становимся фанатиками – не позволит нам увидеть альтернативные варианты развития событий пока не станет слишком поздно. Тогда, если Кайло Рен не получит искупления, или искупление случится не так, как мы этого хотели, это станет для нас шоком. Мы будем злиться, особенно на сценаристов, без какой-либо причины. Это не очень хорошо.
Пока что, в отношении редемпшена, лучшее что мы можем сделать – сидеть и ждать. Искупление – это клёво, и будет неплохо, если оно случится, но на нём свет клином не сошёлся. Есть вероятность, что мы так и не узнаем, получит ли Кайло искупительную арку до Эпизода IX. Не знаю, как вы, а я не могу мучить себя догадками, будет ли он или нет, так долго. Поэтому я не буду их строить.
@темы: переводы, мета, просто поговорить, вокруг канона, глубокий сакральный смысл
Вот за что люблю меты - можно почитать и найти там несколько умных мыслей для фичка, вроде как ты не просто кинки себе чешешь, а со смыслом
я инфузория, у меня плохо со смыслами выше первой ступеньки пирамиды МаслоуТо что какое-то искупление будет - это было яснопонятно, и к гадалке не ходи, и не обязательно Кайло. Точнее, вероятнее всего Кайло, но дайте же помечтать немного об оступившемся Люке, который возьмет себя в руки и вернется обратно. И Рей имеет шансы оступиться, но вернуться. Это же самый расхожий вид поглажки через ассоциацию с персонажем: все косячат, иногда даже очень сильно, но всегда есть шанс, если не исправить, то осознать и
настрадатьсяискупитьне косячить больше. Если свиноеб Вейдер раскаялся, то внуку сам бог велел.1. Инициальное преступление было в деревне. Кайло по определенным причинам не на шутку задело то, что обычный штурмовик (а мы уже знаем, как их обучают) саботировал приказ. Мне кажется в этом была подана мысль "Если даже штурмовик считает, что этот приказ хреновый..."
2. Усугубляющее преступление - как раз-таки убийство Хана. Кайло чувствует, что творит лажу, но продолжает гнуть линию дальше.
Arinaco, 1. Очень интересный взгляд на эту сцену) На мой взгляд, Кайло несколько самоуверен и вряд ли стал бы обращать внимание на мнение какого-то там штурмовика. Но истину мы никогда уже не узнаем (если только на Идальго в твиттере не накинуться).
2. Тут согласна. И, возможно, тут же были расплата и отказ от неё. И страдания. Кайло убивает отца - и чувствует себя ослабевшим (понимает, что убил отца зря - расплата), но всё равно бросается на Рей и Финна (отказывается видеть, что от света это не помогает избавиться) и остаётся поверженным, раненым и униженным на снегу (страдания).
Но тут нам, как пишет Ohtze, не хватает информации из других фильмов\комиксов. У Вейдера была арка длиной в 30 лет, и поэтому она такая рваная и с повторяющимися элементами, но она уже закрыта для нас. А тут даже не понятно, откуда вести отчёт и куда всё придёт.
Кайло вырос в обычном обществе, где стрелять в безоружных считается априори плохим поступком. Кайло может придумать для своих поступков оправдание про Высшую Цель и бла-бла-бла, но все равно он не может просто так взять и выбросить понимание хорошего и плохого, с которым он жил первые двадцать лет своей жизни.
Кайло важно знать, что он поступает правильно.
Кайло пренебрежительно относится к штурмовикам, подготовленным по программе Хакса.
И всего этого вытекает простое предположение. Кайло умом понимает, что поступил плохо (Более того, он сначала хотел просто взять и уйти, если бы не был остановлен Фазмой, крышуемой Хаксом, которому раз плюнуть - заложить Кайло перед Сноуком). И ситуация, в которой штурмовик (штурмовик!) отказался выполнять плохой приказ, отданный им - Кайло - не может остаться для него незамеченным.
В конце концов, в какой момент Кайло с шлемом говорит? После резни в деревне.
Тут возникает вопрос, считаем ли мы новеллизацию каноном, равнозначным фильму. В новелле люди не безоружные (половина из них так точно), а Кайло никуда не собирается уходить и относится к отдаче таких приказов равнодушно, дескать, это просто выполнение предписаний ПП.
Но мысль я вашу поняла. Хорошая подводка к беседе со шлемом. Мне как-то в голову не приходило, что свет Кайло может быть голосом давно задушенной совести.
Но мысль я вашу поняла. Хорошая подводка к беседе со шлемом. Мне как-то в голову не приходило, что свет Кайло может быть голосом давно задушенной совести.
Я к новеллизации отношусь крайне скептически. Фостер писал много отсебятины, ориентируясь только на личные(!) впечатления от фильма. Он зачем-то сунул в книгу вырезанные сцены, которые вырезали не просто так, а по определенным причинам.
К примеру, сцену, где Кайло читает лекцию Митаке, даже стали показывать. Видимо, по мнению режиссера эта сцена была лишней. Зачем включать эту сцену в книгу - я вообще не понимаю.
"даже не стали показывать" - "не" пропустила.
Оффтопик:Я бы, например, книгу не купила, если бы там было только то, что в фильме) Так не интересно же)
К тому же, многие из наших сошипперов ссылаются на сцены, которых в фильме не было. Например, сцена с речью Сноука "Ты ей сочувствуешь". Вот и понимай как хочешь - то ли выкинули, потому что посчитали, что это надо переделать (как со смертью Шаак Ти в приквелах), то ли потому что это слишком кроваво/палевно/экранное время занимает и т. д. Кстати, в случае большинства вырезанных сцен склоняюсь к пункту про экранное время. Всё-таки ПС очень динамичный (видимо, потому что всё нединамичное выкинули)
Если речь о Туануле, то они и в кино не очень-то безоружные, а вполне так бодро собирающиеся давать отпор. На втором просмотре это было прекрасно видно.
Мне кажется странным считать резню в деревне инициальным преступлением (безотносительно того, кто там -- безоружные жертвы или самидуракивиноватые). По определению из статьи инициальное -- это когда герой делает выбор стать злодеем. Это как-то странно -- один из лидеров ПП, ученик Верховного -- и до сих пор он был не злодеем/жертвой обстоятельств?
Все-таки, инициальное -- выпил школы (если только не будет плоттвиста с тем, что его похитили и ломали в застенках ПП, а школу только свалили на него)
Какое хорошее замечание. Мы, к сожалению, не знаем, выпилил ли он школу (может просто всех учеников своими рыцарями сделал и к Сноуку увёл), очень надеюсь, то нам про это расскажут в 8. Но если выпилил, тогда по логике, которую развивает автор меты, его искупление будет несовместимым с жизнью (как у Ведра, который детишек в джедайском храме выпилил). Кайлууууууша
Мне вспомнился отечественный фильм "Остров". Там по сюжету читать дальше
Для Кайлуши подобное могло бы пройти в том смысле, что если сначала поднять градус абсурда как следует, то вопроса, а какгжитаг,, он еще не расплатился по всем счетам, а его уже прощают, -- не возникнет, это будет восприниматься не как странность, а как чудо.
Все, конечно, осложняется тем, что в мире ЗВ нет бога, совершенно непонятно, к кому обращаться за прощением, если на искупление нет средств.
ЗЫ: я видимо неправильно поняла термин. Бывает у меня, прошу прощения.
Мне так не кажется. Это будет несовместимым с жизнью, если проводить прямую параллель с Ведром, а автор говорит, что, в случае редемпшена, есть два пути: "чистый лист" и смерть. И "чистый лист" - это не только, например, амнезия, это еще и исправление косяков и недопущение новых.
Арка с прощением - это обязательная часть такого рода кино, и не факт, что ее получит именно Кайло, как не факт, что он выпилится в процессе. По законам жанра наверное должен. По законам морали (не обязательно христианской, кст), живой имеет больше шансов искупить свою вину.
Мысль про градус абсурда не поняла, можно пример какой-нибудь? Искупление монаха из "Острова" абсурдным по описанию не кажется, если отбросить эзотерику - он осознаёт вину и морально страдает в ожидании кары, а затем получает прощение, потому что его преступление не было столь уж тяжёлым - человек остался в живых.
Ну, если брать чистое христианство, то для того, чтобы отпустить грешнику грехи, нужно его искреннее раскаяние, а не "чтоб страдал
Так тут тоже нужно раскаяние, а "чтоб страдал" - для того, чтобы натолкнуть героя на мысль, то он не прав, а потом - чтобы разжалобить зрителя
а автор говорит, что, в случае редемпшена, есть два пути: "чистый лист" и смерть
Чистый лист там предполагается для тех, кто не совершал особо тяжёлых преступлений, типа убийства детей. Поэтому судьба Кайлуши зависит от того, что на самом деле произошло в академии Люка.
Абсурд в том, что его считают святым, хотя он более грешен, чем любой из братии.
Там нет этой арифметики: сделал зло -- получи наказание, сделал добро -- получи искупление, если убил -- тяжкое преступление, если убил, но не насмерть -- не такое тяжкое (при чем тут это? -- это же не от убийцы зависит, выживет ли жертва), Чтоб было понятнее, можно посмотреть начало фильма -- там собственно флэшбэк про преступление, будет понятно, в чем оно состоит, и за что он кается. Я неправильно сказала вначале, он не только предал, он еще своими руками убил, чтобы купить себе жизнь у немцев.
Герой "Острова" не делает ничего такого, про что можно сказать: а вот это искупает то. Он не совершает самопожертвования, например. Он может совершать чудеса, исцелять больных -- это это делает не он, это делает бог. Не потому что он чего-то там заслужил, а потому что вот такова божья воля, смертным ее не постичь.
Я Ohtze не выношу, если честно, из-за ее многословности и растекания мыслию по древу, но сейчас по-русски читаю с удовольствием. Большой и кропотливый труд. И очень интересно. Спасибо.
Надеюсь, вы не разочаруетесь, дочитав)Я выкинула только отсылки к другим её метам и растекание мыслию в самом конце про ожидание (ибо уже не актуально).
Э-э. Я думала, это фанон, что Ункар влюблен в Рей. Но даже если это проскакивало в новеллизации (запамятовала), но что именно указывает на насилие?
Вы могли бы поспорить, что бойня в джаккуанской деревне является военным преступлением, но геноцид происходит в очень специфических условиях (условиях, в которых Кайло ещё не был)
Тут тоже озадачена: в каких таких условиях Кайло не был?
Вот и понимай как хочешь - то ли выкинули, потому что посчитали, что это надо переделать (как со смертью Шаак Ти в приквелах), то ли потому что это слишком кроваво/палевно/экранное время занимает и т. д. Кстати, в случае большинства вырезанных сцен склоняюсь к пункту про экранное время. Всё-таки ПС очень динамичный (видимо, потому что всё нединамичное выкинули)
Я склоняюсь к тому, что слишком выдает намерения авторов.
В любом случае, Фостер писал новеллизацию, не зная, что будет дальше. То есть, может выйти 8 и перечеркнуть все новеллизацию крест на крест.
Уверена, новеллизацию Фостера одобрили с учетом дальнейших планов.
Все-таки, инициальное -- выпил школы (если только не будет плоттвиста с тем, что его похитили и ломали в застенках ПП, а школу только свалили на него)
Я сторонница теории, что про школу будет вотэтоповорот. К тому же мне кажется странным, если инициальное преступление оставили за кадром, а это ведь так важно. Я помню, перед выходом фильма Джей-джей говорил, что они хотят показать "villain in making" - т. е., на мой взгляд, нам как раз показывают ключевые моменты, которые не просто увели Кайло на ТС, а именно что сделали его злодеем.
Отличная мета, дочитала с удовольствием. Считаю, что пока что Абрамс и К. все делают "по науке": инициальное (Джакку), усугубляющее (Хан), отказ от редемпшена там же на мосту, первые страдания - арка, о которой пишет Отзе, уже в разгаре.
Любопытно было прочесть про дядю Зуко - тот вел разговоры и увещевал. Очень мне это напоминает то, что происходит в Thwarted. Любопытно, что один из возможных путей арки редемпшена - это именно что разговоры и осознание.
И вообще это очень похоже на то, что обычно происходит в нашей заурядной жизни. Когда ты косячишь, тебя не обязательно побьют камнями - возможно, найдется кто-то, кто объяснит тебе, что ты не прав, ты поупираешься, потом помучаешься, а потом осознаешь.
ЗВ у нас, конечно, героическая сага, там разговорами не обойдутся.
Ну, нас ждет флэшбэк, значит. Инициального преступления Вейдера мы в ОТ тоже не видим, только слышим от Оби-Вана: "он предал и убил твоего отца".
Просто если инциальное преступление -- выпил школы, о нем хотя бы поговорят в кадре. А вот если в выпиле школы Кайло невиноватый
они сами пришли, то момент вступления на путь зла оказывается за кадром и непонятно где. Я не верю, что резня в Туануле это первое дело Кайло.Собственно, поэтому я и повесила в шапке "спорные утверждения". Но я понимаю, откуда растут ноги у такой точки зрения. Платт называет Рей "моя девочка" или как-то так в новеллизации и наказывает её голодом, чтобы она "была более сговорчива". Примерно также в фильмах по Кингу оформляют намёки на педофилию - зритель просто чувствует, что поведение отца какое-то совсем не отцовское. Только у Кинга педофилия там, где на неё намекают, точно есть, а тут 50/50, может быть просто намёком, чтобы у людей нужное впечатление сложилось. А может этот намёк и не хотели делать, и его разглядели только те, кто хотел увидеть что-то такое.
Тут тоже озадачена: в каких таких условиях Кайло не был?
Мне тут больше было интересно, в каких условиях-то геноцид происходит