Я понял, какая у меня претензия к "Последним джедаям". Читать лучше после просмотра фильма.
читать дальше
Мне очень понравились "Последние джедаи". Атмосферой. Тем, что за кадром и между строк. Юмором. Драмой. Визуальным рядом. Рейлом, которое нам показали так, что даже мечтать об этом до фильма казалось наивностью. В тоже время, при более спокойном анализе, я вижу что в "Последних джедаях" есть большие проблемы, с которыми Райан Джонсон кажется справиться не сумел, или справился не полностью. Эти проблемы находятся в сюжетной части.
Если мы проанализируем сюжет предыдущего эпизода, "Пробуждения силы", то за всеми вотэтоповоротами можно разглядеть две главных линии, которые идут параллельно, а потом соединяются/пересекаются: фильм нам по сути рассказывает о двух героях - о Кайло с Темной стороны и о Рей со стороны Светлой. Нам показан их путь, который они проходят навстречу друг другу. Все прочие персонажи, которые их окружают, во многом второстепенны. Да, есть Финн, Хан, Лея около Рей и Хакс со Сноуком около Кайло. Но любое действие в "Пробуждении силы" так или иначе связано с главным сюжетом - с продвижением Рей и Кайло навстречу друг другу. То есть сюжет выстроен Абрамсом очень стройно и точно, там можно найти логические глупости про Старкиллер и прочие технические погрешности, но в части драматического повествования все практически идеально. Два героя, события, толкающие их навстречу друг другу - все вертится вокруг этого. Лишнего нет ничего, никаких случайных моментов.
Любой кадр фильма так или иначе касается либо Кайло, либо Рей. Бегство Финна из ПП - как причина того, что Рей оказалась втянута в эту историю. Все действия Темной стороны вообще напрямую предшествуют тому, чтобы Рей оказалась в руках Кайло. Там единственный момент, который выбивается из стройного ряда - это уничтожение Хосниан Прайм. Оно вообще не влияет никак на взаимодействие Рей и Кайло. Его можно выкинуть из сюжета - и ничего не изменится. Но в остальном Абрамс отлично выстроил сценарий. Это может быть не заметно с первого взгляда, но если сделать диаграмму "Причина - Следствие", то мы увидим как все сходится один к одному. Любое действие, повторюсь, в TFA так или иначе связано со встречей Кайло и Рей и с их конфликтом между собой.
Что же мы видим в "Последних джедаях"? От стройности сценария не осталось и следа. Сюжет скачет с одной темы на другую. Райан Джонсон нам одновременно показывает попытки спасти крейсер Сопротивления, и попытки Рей достучаться до Люка, разобраться в себе и найти родителей. И две этих линии между собой не связаны никак. Линия Рей - Люк - Кайло существует совершенно независимо от линии Финн - Роуз - По - Лея - Хакс и т.д. Причем они не пересекаются между собой вплоть до такого важного момента, как убийство Сноука. В TFA Кайло и Рей были главными героями, здесь же главных героев становится неприлично много. Финн, Роуз, По, Кайло, Рей, Люк - они и экранного времени получают поровну. Я не против, смотреть увлекательно, но вот это ощущение в конце фильма, что чего-то недодали... Его истинная причина не в том, что Рейло поругались между собой. Причина в том, что сюжет уже не только про Кайло и Рей. Финн и Роуз имеют свою историю. Параллельно с их историей нам показан конфликт По с вице-адмиральшей в красивом платье. И все это Райан пытается уместить в рамках одного фильма, внутри двух с половиной часов.
Отсюда возникает чувство, что сюжет скомкан, что подробности опущены, что характеры раскрыты не до конца. Особенно это заметно в части истории Рей и Кайло, так как у других героев ситуации проще, там все более менее понятно, конфликты лежат на поверхности. А вот у Рейло все очень сложно. Там большие проблемы, а их нам демонстрируют выкраивая время между скачками в казино и стрелялками в космосе.
Я не знаю, почему Райан построил сюжет иначе, чем Джей Джей. Стройность и логика оказались нарушены. Мир больше не вертится вокруг двух персонажей. То ли это пагубное влияние Диснея и Марвела, где нам одновременно впаривают двадцать супергероев... То ли это решение самого Райана, который хотел расширить историю и добавить в нее новые смыслы...
Но старые классические фильмы были сняты именно так же, как и TFA - там три главных героя, и повествование никуда от них не сворачивает, не расплескивает внимание зрителя. Нам не рассказывают про метания Лэндо, про отшельничество Оба-Вана, про диету Йоды... Все лишнее - за борт. Мы видели это же в TFA и история смотрится цельно. В "Последних джедаях"... мне кажется Райан погнался за какими-то своими фанонами. Он справился с линией Рейло и одновременно недодал ее вниманием, экранным временем...
По большому счету все эти приключения Финна, Роуз, По - они в масштабе трилогии вторичны и неинтересны. Давайте сделаем монтаж: вырежем весь кусок от начала преследования крейсера Сопротивления до момента, когда Рей оказывается на флагмане Сноука. Ничего не поменяется. Какой смысл в казино, в этом ярком персонаже Гильермо дель Торро, в попытках отключить систему слежения? Никакого абсолютно. Все это можно вырезать и выкинуть. Фильм сократить на полчаса. Оставшееся время отдать Рейло и форсбонду, добавить смака и подробностей, додать Сноука и его мотивов.
В итоге я вижу, что если и есть за что ругать TLJ - то за сюжет, причем не за детали, в деталях он как ни странно во многом лучше чем TFA. Но глобальные линии в нем разъехались кто в лес, кто по дрова. Нам показали конфликты Финна, По, Роуз... Прекрасно. Но зачем? Все-таки любое повествование должно придерживаться неких правил. Древние греки, придумывая систему построения своих трагедий, знали о чем идет речь. Главный герой. Главная героиня. Все остальное вертится вокруг них. Одиссей идет к своей Пенелопе. Один Одиссей и одна Пенелопа. Никаких побочных линий - они никому не интересны.
Поэтому мне внушает оптимизм тот факт, что последний эпизод нам сделает опять мистер Абрамс. Возможно, он налепит косяков. Наверное он режиссер хуже, чем Райан Джонсон. Но если он опять выстроит сценарий так точно, как это сделано в TFA - то мы не будем уходить с просмотра с ощущением, что нам недодали. Можно пережить уничтожение четвертой звезды смерти, если повествование опять станет вертеться только вокруг двух центральных фигур всей трилогии.
UPDATE
После nn-ого просмотра до такого слоупока как я наконец-то дошло:
Линия Финн-По-Роуз-Лея-Холдо тоже связана с сюжетом Рейло и напрямую на него влияет. В чем был план Леи и Холдо? Подлететь поближе к планете Крайт и по-тихому перебраться на нее с помощью транспортных шаттлов. Но кипучая деятельность Финна, Роуз и По привела к тому, что первые двое оказались в компании DJ. Во время переговоров с Финном По проболтался, что повстанцы хотят эвакуироваться на транспортниках незаметно для Первого Порядка. DJ это услышал и потом раскрыл планы повстанцев Хаксу. В итоге Хакс приказал стрелять по улетающим к Крайту беззащитным шаттлам.
Как все это влияет на Рейло? Очень просто: в тронном зале Сноука Рей визит на мониторе как методично расстреливают корабли Сопротивления. Кайло убивает Сноука, Рей и Кайло расправляются с преторианцами. Рей тутже просит Кайло остановить атаку. Но он этого не делает, и у них тутже начинается конфликт. Можно предположить, что если бы не выходка Финна и По, то Первый порядок не заметил бы эвакуации с крейсера. Тогда после победы над Сноуком Рей и Кайло имели бы гораздо более спокойную ситуацию, и им не пришлось бы разрывать на две половины световой меч.
Кроме того, не состоялась бы атака Раддуса на сверхсветовой скорости на Супремаси и флагман ПП не был бы расколот на две части. Все это заставляет предположить, что скорее всего Рей в том или ином качестве осталась бы с Кайло еще на какое-то время. Поэтому авантюра Финна, По и Роуз кардинальным образом повлияла на ситуацию. В связи с чем я снимаю претензии по поводу сценария - все очень стройно и логично.
Чем TFA лучше TLJ
Я понял, какая у меня претензия к "Последним джедаям". Читать лучше после просмотра фильма.
читать дальше
UPDATE
читать дальше
UPDATE